 |
Жан-Поль Сартр
|
|
Favn | Дата: Четверг, 10.07.2008, 14:19 | Сообщение # 1 |
Группа: Удаленные
| Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж — 15 апреля 1980, там же) — французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист. Сартр был, кроме прочего, общественным деятелем, участником революции во Франции 1968 г. (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы — многочисленных демократических движений и организаций. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались. Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнал «Новые времена» («Les Temps modernes»). Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом Всемирного совета мира. Двоюродный племянник Альберта Швейцера. Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» (фр. La Nausée; 1938). В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Однако он отказался принять эту награду, заявив о своем нежелании быть чем-либо обязанным какой-либо социальной институции. Кроме того, Сартра смущала «буржуазная» ориентация нобелевского комитета, выбравшего, по его словам («Почему я отказался от премии»), неудачный момент для присвоения премии — премия была присуждена, когда Сартр открыто критиковал СССР. В том же году Сартр заявил о своем отказе от литературной деятельности, охарактеризовав литературу как суррогат действенного преобразования мира. Образование получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу («Эколь нормаль») в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929-39 и 1941-44); с 1944 целиком посвятил себя литературной работе. Ещё в студенческие годы познакомился с Симоной де Бовуар, ставшей не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником. Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием, прежде всего, Бергсона, Гуссерля и Хайдеггера. http://www.lib.ru/SARTR/
|
|
| |
RENTA | Дата: Пятница, 11.07.2008, 13:05 | Сообщение # 2 |
 Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 503
Статус: Offline
| Философская концепция Свобода Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение - смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше - зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа. Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим приведенная в статье «Экзистенциализм - это гуманизм» цитата Понжа: «Человек - это будущее человека». «Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность. Именно человеческая деятельность придает смысл окружающему миру. Предметы - это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они - просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности. Отчуждение С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как отчужденное существо (его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него(например, государство, которое представляет отчужденный феномен - отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а, следовательно, лишена самого важного - способности творить свою историю. Отчужденный от себя человек имеет проблемы с материальными предметами - они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении). В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения. Диалектика Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю - в той же мере, в какой она - его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчужденная надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком. Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознает, что история создается им самим. Сартр настаивает на том, что диалектика исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает ее принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности (совершая какой-либо поступок, человек знает, для чего он его совершает). Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с отрицанием диалектики природы, выдвигая против нее целый ряд аргументов. Список основных работ и художественных произведений: «Бытие и ничто» «Воображение» «Воображаемое» «Грязными руками» «Дороги свободы (Незавершённая тетралогия)» «Критика диалектического разума» «Мухи» «Проблемы метода» «Слова» «Стена» «Тошнота» «Экзистенциализм - это гуманизм» и др.
Бояться нужно не смерти, а пустой жизни. Б. Брехт
|
|
| |
Favn | Дата: Пятница, 11.07.2008, 13:19 | Сообщение # 3 |
Группа: Удаленные
| Википедия - это хорошо, однако хотелось бы и ваши мнения услышать...
|
|
| |
RENTA | Дата: Пятница, 11.07.2008, 16:43 | Сообщение # 4 |
 Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 503
Статус: Offline
| Наше мнение долго писать...
Бояться нужно не смерти, а пустой жизни. Б. Брехт
|
|
| |
Favn | Дата: Пятница, 11.07.2008, 16:48 | Сообщение # 5 |
Группа: Удаленные
| RENTA, а ты попробуй. Ибо меня в первую очередь мнение людей об авторе интересовало.
|
|
| |
Glemt | Дата: Воскресенье, 13.07.2008, 05:13 | Сообщение # 6 |
 Николаша
Группа: Друзья
Сообщений: 435
Статус: Offline
| Свободы не существует. Это иллюзия и приятное утешение. Quote (RENTA) Через акт сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность. Верно. Мир без человека ничто. Как и человек без мира. Человек все "называет по имени". Quote (RENTA) С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как отчужденное существо В точку! Но свободы полной все равно нет. Quote (RENTA) Отчужденный от себя человек имеет проблемы с материальными предметами - они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» Вот! Из одного рабства в другое. На себе прекрасно испытали..
психоделическое счастье
|
|
| |
Fiddle | Дата: Понедельник, 14.07.2008, 16:16 | Сообщение # 7 |
 Генерал-майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 259
Статус: Offline
| Второй по важности писатель *для меня*. Каким странным это не покажется - читая его, я поняла, за что люблю Кафку... Но,вернемся к теме. "Тошнота" прочитана мной лишь единожды, и поэтому еще рано что-то говорить. Но то, что я еще не раз ее прочту - однозначно.
|
|
| |
Favn | Дата: Понедельник, 14.07.2008, 16:24 | Сообщение # 8 |
Группа: Удаленные
| А у меня эта книга странно пошла - ее как будто вбили печатью в мою голову, будто на головном мозге поставили штамп )
|
|
| |
Fiddle | Дата: Понедельник, 14.07.2008, 16:29 | Сообщение # 9 |
 Генерал-майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 259
Статус: Offline
| Quote (Favn) А у меня эта книга странно пошла - ее как будто вбили печатью в мою голову, будто на головном мозге поставили штамп ) Во мне она осталось синяком. Синяком, готовым со временем стать гематомой. Не знаю,кому из нас больше повезло... И повезло ли кому-то?)
|
|
| |
LasT_VikonD | Дата: Четверг, 17.07.2008, 07:22 | Сообщение # 10 |
 смотритель кладбища
Группа: Модераторы
Сообщений: 1147
Статус: Offline
| он гений и моральный урод. соборный самоубийца в веках.
Я над вами и внутри вас. Мой экстаз - в вашем. Моя радость - видеть вашу радость. (с) Алистер Кроули
|
|
| |
Favn | Дата: Четверг, 17.07.2008, 07:48 | Сообщение # 11 |
Группа: Удаленные
| Quote (LasT_VikonD) он гений и моральный урод. соборный самоубийца в веках. Почти точно такое мнение у меня сложилось о Кафке...
|
|
| |
Glemt | Дата: Суббота, 16.08.2008, 18:26 | Сообщение # 12 |
 Николаша
Группа: Друзья
Сообщений: 435
Статус: Offline
| На днях прочитал Тошноту.. Странное какое-то произведение. Вообще философия экзистенциализма ведь неустойчивая штука, можно даже сказать интуитивная. Хотя некоторые мысли я специально выписал для себя в отдельную дум-тетрадку: За это-то я больше всего и люблю этот прекрасный голос; не за его полнозвучие, не за его печаль, а за то, что его появление так долго подготавливали многие-многие ноты, которые умерли во имя того, чтобы он родился. Я уже не отличаю настоящего от будущего, и, однако, что-то длится, что-то постепенно воплощается, старуха плетется по пустынной улице, переставляя грубые мужские ботинки. Вот оно время в его наготе, оно осуществляется медленно, его приходится ждать, а когда оно наступает, становится тошно, потому что замечаешь, что оно давно уже здесь. Чувство приключения, безусловно, не зависит от событий – доказательство налицо. Это скорее способ, каким нанизываются мгновения. Моя мысль – это я: вот почему я не могу перестать мыслить. Я существую, потому что мыслю, и я не могу помешать себе мыслить. Вот даже в эту минуту – это чудовищно – я существую ПОТОМУ, что меня приводит в ужас, что я существую. Это я, Я САМ извлекаю себя из небытия, к которому стремлюсь: моя ненависть, мое отвращение к существованию – это все разные способы ПРИНУДИТЬ МЕНЯ существовать, ввергнуть меня в существование. Мсье, – заявляет он вдруг изменившимся голосом, – однажды я отважился одумать, что красота – всего лишь вопрос вкуса. Разве каждая эпоха не устанавливала для нее свои каноны? Спорить с гуманизмом впрямую - значит играть ему на руку; он живет за счет своих противников. И в прошлом – только в прошлом – я смогу примириться с собой.
психоделическое счастье
|
|
| |
Favn | Дата: Суббота, 16.08.2008, 19:13 | Сообщение # 13 |
Группа: Удаленные
| Glemt, vo mnogom soglasen...
|
|
| |
Alraune | Дата: Воскресенье, 17.08.2008, 03:31 | Сообщение # 14 |
 Генерал-майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 304
Статус: Offline
| Я могу сказать,что это ещё одна книга,оказавшая на меня влияние.Некое бессознательное влияние. Читая эут книгу,я прошла весь путь вместе с героем.Перед моим взором всходило и заходило солнце,мчался трамвай, проходили люди.
"-...Но я не сумасшедший,более того,я никогда не был так разумен,как сейчас. Просто я вдруг почувствовал потребность в невозможном. ..." "Калигула" А.Камю
|
|
| |
Clinic_death | Дата: Вторник, 19.08.2008, 11:07 | Сообщение # 15 |
 Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 146
Статус: Offline
| Quote (RENTA) Наше мнение долго писать... - Мы, Николай Второй...
|
|
| |
 |
|
 |
|
Copyright MyCorp © 2025 |
Сайт управляется системой uCoz |
|
 |
|
 | |
 |