Morella, спасибо в репутацию не поставишь)))Добавлено (21.06.2008, 06:45)
---------------------------------------------
Мише́ль Поль Фуко́ (фр. Michel Foucault, 15 октября 1926, Пуатье — 25 июня 1984, Париж) — французский философ, был заведующим кафедрой истории систем мышления в Коллеж де Франс. Работы Фуко дали мощный толчок в развитии науки: влияние Фуко затронуло гуманитарные и общественные науки, а также ряд прикладных и профессиональных областей знания.
Фуко известен своими работами по истории сексуальности, а также критикой ряда общественных институтов, в особенности психиатрии, медицины и тюремной системы. Исследования в области власти и взаимоотношения власти и знания, а также его идеи касательно применения термина «дискурс» к истории западной философии вызвали широкое обсуждение и нашли практическое применение. Также Фуко критически относился к социальным конструктам, включавшим в себя индивидуальность, начиная от мужской/женской и гомосексуальной индивидуальности и кончая индивидуальностью преступников и политических деятелей. Теории Фуко относительно индивидуальности сопровождаются его наблюдением относительно того, что гомосексуальная индивидуальность со временем из подразумеваемого акта превратилась в подразумеваемую индивидуальность.
Фуко скончался от заболевания, связанного со СПИДом.
РАБОТЫ
«История безумия в классическую эпоху» (1961)
«История безумия в классическую эпоху» (L’Histoire de la folie l’age classique, 1961) — первая книга, где Фуко излагает свои взгляды. Написана она была в тот период, когда автор возглавлял Дом Франции в Швеции. В рамках данной работы Фуко изучает идеи, практики, институты, литературу и искусство, которые имеют отношение к концепту безумия в истории Запада.
Фуко начинает свое описание с эпохи Средневековья, обращая внимание на практику социального и физического изгнания прокаженных, принятую в обществе того времени. Автор утверждает, что с постепенным исчезновением проказы безумие заняло эту нишу. Очевидным свидетельством этого являются «корабли безумия», на которых в открытое море отправляли сумасшедших в XV веке. В XVII же веке имел место процесс, который Фуко называет «великим заключением» — на смену «кораблям безумия» приходят «дома умалишенных», то есть признаваемые душевнобольными граждане подвергаются заключению в специальных институционализированных учреждениях. В следующем столетии сумасшествие начинает рассматриваться как противоположность Разума, и, наконец, в XIX веке как психическое расстройство.
Фуко также утверждает, что безумие потеряло свою функцию определителя границ общественного порядка и указателя истины, будучи заглушенным Разумом. Автор изучает научные и "гуманные" подходы к лечению сумасшествия, в частности, Филиппа Пинеля и Самуэля Тьюка. В работе заявляется, что эти методы ничуть не в меньшей степени носят характер контроля, чем те, что использовались в предыдущие века. В «убежищах» Тьюка подвергались наказаниям до тех пор, пока не научались действовать "разумно". Также и подход Пинеля подразумевал широкое использование аверсионной терапии, включая такие приемы, как холодный душ и использование смирительной рубашки. По мнению Фуко, такие методы основываются на повторении актов насилия до тех пор, пока модели надзора и наказания не усваиваются пациентом.
«Рождение клиники: Археология врачебного взгляда» (1963)
Вторая крупная работа Фуко — «Рождение клиники: Археология врачебного взгляда» (Naissance de la clinique: une archéologie du regard médical, 1963), в которой прослеживалось появление клинической медицины в период Великой французской революции. Появление клиник коренным образом меняет подход врача к объекту лечения. Таким объектом уже становится не человек в целом, а отдельные органы, формируется особый «клинический взгляд». Фуко также утверждает, что данный феномен связан с другими изменениями и что философские движения позитивизма и феноменологии являются следствиями новых способов «смотрения» и «видения».
Добавлено (21.06.2008, 06:45)
---------------------------------------------
«Слова и вещи» (1966)
Название этой работы в оригинале – «Les Mots et les choses. Une archéologie des sciences humaines». (На английском языке работа была опубликована под названием «The Order of Things»).
Фуко как бы соглашается с Ж. Ж. Руссо в том, что язык не может изначально основываться на конвенциональности, но даётся людям природой: «Ни один язык не может основываться на согласии между людьми, так как оно само предполагает уже установленный, признанный и используемый язык».
Язык здесь отождествляется с мыслью – как познающей, так и выражающей, – а, следовательно, вне языка никакое мышление невозможно. Тем не менее, язык, в представлении Фуко, онтогенетичен, поскольку не является продукцией человеческой мысли, но вложен в человека вместе со способностью мышления. Таким образом, тут можно говорить об отрицании конвенциональности языка.
По мнению Фуко, все классические языки возникли из языков действия наших первобытных предков так, что «корни представляют собой рудиментарные слова, идентичные для большого числа языков, возможно, для всех. Они были обусловлены природой как непроизвольные крики и спонтанно использовались языком действия. Именно здесь люди их нашли для того, чтобы ввести в свои конвенционные языки. И если все народы во всех странах выбрали из материала языка действия эти элементарные звучания, то это потому, что они в них открыли, но вторичным и сознательным образом, сходство с обозначаемым ими объектом или возможность их применения к аналогичному объекту. Сходство корня с тем, что он называет, приобретает свое значение словесного знака лишь благодаря соглашению, соединившему людей и преобразовавшему их язык действия в единый язык. Именно так внутри представления знаки соединяются с самой природой того, что они обозначают; это одинаковым образом обуславливает для всех языков изначальное богатство слов».[1]
«Язык действия – это говорящее тело; и тем не менее он не дан с самого начала». «Вместе с ... согласованным использованием знака (уже выражение) начинает возникать такая вещь как язык».
Как и в своем более позднем выступлении «Что такое автор» (http://www.philosophy.ru/library/foucault/aut.html) Фуко предлагает здесь видеть заслугу великих философов не в приближении к истине, а в открытиях новых пространств дискурсивности, то есть, фактически, лишь в языковых играх.
«Археология знания» (1969)
В работе "Археология знания" Фуко критикует классический подход к истории. Фуко настаивает на том, что в истории мы не находим достаточной непрерывности преданий, – напротив, мы наблюдаем смещения и трансформации. Фуко заменяет понятие "эпистема" понятием "архива" как "системы формации и трансформации высказываний", определяющей их функционирование и сочетание. Архив содержит в себе закон функционирования высказываний ("историческое априори") и ограниченное поле высказываний ("позитивность").
«Надзирать и наказывать» (1975)
В оригинале эта работа называется «Surveiller et punir: Naissance de la prison». (На английском языке вышла под названием «Discipline and Punish: The Birth of the Prison»).
«История сексуальности» (1976-1984)
Эту многотомную работу («Histoire de la sexualité») Фуко писал до конца своих дней.
О Фуко
Рыклин М. Сексуальность и власть: Антирепрессивная гипотеза Мишеля Фуко // Логос. — 1994. — № 5. — С. 197—206.
Визгин В. П. Онтологические предпосылки «генеалогической» истории Мишеля Фуко // Вопросы философии. — 1998. — № 1.
Делёз Ж. Фуко / Пер. с фр. Семиной под ред. И. П. Ильина. — М.: Изд-во гуманит. лит-ры, 1998.
Михель Д. Мишель Фуко в стратегиях субъективации: от «Истории безумия» до «Заботы о себе». — Саратов, 1999.
Мишель Фуко и Россия: Сб. статей / Под ред. О. Хархордина. — СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2001. — 349 с. — (Европ. ун-т в Санкт-Петербурге. Тр. ф-та полит. наук и социологии; Вып. 1). ISBN 5-94381-032-3 ISBN 5-94380-012-3 архивный файл [1]
Миллер Дж. Будьте жестокими! Интеллектуальная биография Мишеля Фуко // Логос. — 2002. — № 5—6. — С. 331—381.
Бланшо М. Мишель Фуко, каким я его себе представляю. — СПб.: Machina, 2002. — 96 с. — (Критическая библиотека.)
Автономова, Н. С. Концепция «археологического знания» М. Фуко // Вопросы философии. — 1972. — № 10. — С. 142—150.
Автономова, Н. С. От «археологии знания» к «генеалогии власти»// Вопросы философии. — 1978. — № 2. — С. 145—152.
Визгин, В. П. Мишель Фуко — теоретик цивилизации знания // Вопросы философии. — 1995. — № 4. — С. 116—126.
Визгин, В. П. Онтологические предпосылки «генеалогической» истории Мишеля Фуко // Вопросы философии. — 1998. — № 1. — С. 170—176.
Фурс, В. Полемика Хабермаса и Фуко и идея критической социальной теории // Логос. — 2002. — № 2. — С. 120—152.
Фливбьерг, Б. Хабермас и Фуко: мыслители для гражданского общества // Вопросы философии. — 2002. — № 2. — С. 137—157.